Все о получении водительских прав в Англии

Сегодняшний пост я решила посвятить не совсем стандартной теме. Сегодня не будет отзывов из поездок и фотографий. Но все же будет нечто, связанное с путешествиями.

Когда начинаешь активно ездить в разные страны, пытаясь, при этом, увидеть как можно больше мест и городов, встает потребность в собственном транспорте. Автобусы и поезда – тоже неплохие опции, и зачастую они работают. Однако когда ты хочешь поехать в горы или просто исследовать недоступные маршруты, возникают проблемы. В Ирландии, например, мы должны были успевать на единственный автобус до Глендалоха, который отправляется и возвращается в строго заведенное время. Хочешь погулять подольше – пожалуйста. Только спи потом на улице, пока утренний автобус обратно в Дублин не заберет.

Это я все к тому, что у меня встала потребность в водительских правах. И решать эту проблему мне пришлось в Англии – стране с левосторонним движением и довольно строгими правилами.

Поэтому сегодня я хочу рассказать, как устроена сдача на водительские права в Соединенном Королевстве. В России я никогда не училась водить, и лично сдавать не пыталась. Поэтому на практическом уровне сравнивать две системы не могу – только по отзывам.

Итак, по порядку.

Временные права

Перед сдачей на права необходимо получить так называемые «временные права» — provisional driving license. Provisional license – это пластиковая карточка с вашей основной информацией и фотографией. С ней вы сможете водить автомобиль в присутствии человека старше 21 года, имеющего права не менее трех лет (если на вас будет оформлена страховка).

Подать на предварительные права можно здесь https://www.gov.uk/apply-first-provisional-driving-licence.

sgm-provisional-driving-uk-licence

фото из интернета

Для этого нужно быть резидентом Великобритании, отвечать минимальному возрасту и качеству зрения, а также уплатить взнос в 34 фунта. Получение этой карточки – дело обязательное! Без provisional driving license вы не сможете даже записаться на сдачу экзамена, не говоря о том, что ни один инструктор не пустит вас за руль авто.

Сама по себе карточка – тоже полезная штука и может быть использована как удостоверение личности во многих местах. При этом она еще и действует 10 лет, что приятно. За то, чтобы ее так уважали, приходится платить отсылкой ПО ПОЧТЕ своего паспорта или пластиковой визы в DVLA. Когда агенство проверит подлинность документа, оно пришлют паспорт/визу обратно по почте. А до тех пор сидишь и боишься, как бы письмо где не потеряли. Но тут могу сказать, что до сих пор (а уже прошло 3 года) британская почта ни разу не создавала никаких проблем. Ни разу ничего не терялось, не ломалось, и все всегда доходило вовремя. Почте России есть у кого поучиться!

После того, как карточка была получена, можно приступать непосредственно к подготовке к экзамену.

Как и в России, экзамен состоит из двух частей – теории и практики. И, полагаю, как и в России, без сданной теории не допускают к сдаче практики. Однако я не видела ничего, что запрещало бы готовиться к теории и практике одновременно. Так что пока сдается теория, в принципе, можно параллельно начинать учиться водить. Другое дело, что после теории водить легче, так как уже знаешь все правила.

На этом сходства начинают заканчиваться, и появляются расхождения.

Теория

В Великобритании для того, чтобы сдать теорию, не нужно ходить в какие-то автошколы и посещать классы, нарабатывая часы. Я слышала, что такое часто требуют в России. В Англии можно просто самому прочитать книжки, поделать в интернете тесты и идти сдавать.

Я записалась на экзамен через 2 недели, и только тогда начала читать книги. За неделю все просмотрела, пошла и отлично сдала свою теорию. Так что это реально просто и быстро.

Что такое теоретический тест? Он состоит из двух частей: теоретических вопросов с несколькими вариантами ответа и видео-теста. Сдать нужно обе части. Если, например, в вопросах вы ответили хорошо, но в видео-части не добрали баллов, то тест придется пересдавать.

Теоретические вопросы базируются на двух основных книгах — The Highway Code и Traffic Signs. Вторая книга, по сути, покрывает все возможные дорожные знаки и разметки. Первая же больше рассказывает именно о правилах того, что можно и что нельзя делать водителю. Прочитав эти книги, становится легко сдать теоретическую часть с вопросами. Обе книги выложены на государственном сайте в открытом доступе (ссылки я приложила), так что за подготовку к теории я отдала торжественные 0 фунтов. Для сдачи экзамена нужно набрать 43 из 50 возможных баллов.

maxresdefault

фото из интернета

Видео-тест — уже чуть более диковинная штука. Он называется Hazard Perception Test, то есть тест на восприятие опасности. В этой части экзамена будут показаны 14 одноминутных роликов. В 13 роликах есть одна опасная дорожная ситуация, и в одном видео их будет две. Чтобы никто не расслабился раньше времени.

Видео сделаны так, будто вы — водитель и ведете автомобиль. При этом вы видите вокруг ровно то, что может увидеть реальный автомобилист. Задач у сдающего тест две. Во-первых, правильно определить, где может развернуться опасная ситуация. Во-вторых, нажать правой кнопкой мыши в самом начале появления опасной ситуации. Баллы за каждую ситуацию дают по 5-балльной шкале. 5, если вы заметили опасность в момент зарождения. 1, если было бы поздновато ее избежать. И 0, если уже совсем поздно или вы ее просто пропустили. Если просто постоянно кликать мышкой — клип вам не засчитают и напишут на экране, что вы жульничаете (я пробовала при подготовке в интернете). Таким образом, в идеале можно набрать 75 баллов за видео-часть (15*5). Для того, чтобы сдать тест, нужно набрать хотя бы 44. Сдать теорию более, чем реально. Для примера, за вопросы я набрала 48/50. За видео 71/75.

hxnlzqnufns

Счастливая я с сертификатом о прохождении теории

Записаться на теорию можно здесь. Здесь есть два официальных варианта для тренировки. Но гораздо больше можно найти просто в гугле.

Практика

После теории можно сдавать практику. Практика длится около 40 минут и состоит из 3 частей:

  1. обычного вождения под указку экзаменатора;
  2. около 10 минут независимого вождения;
  3. маневр.

Независимое вождение было введено , чтобы проверить, как человек будет вести себя за рулем самостоятельно. В какой-то момент экзаменатор попросит остановиться и даст вам указания, как и куда ехать. Например, скажет следовать указателю на Лондонский аэропорт. Или нарисует вам схему из серии «на круге третий выход, потом на светофоре направо, и в конце улицы налево». И вы просто должны следовать этим указаниям, не совершая ошибок.

diagram-3-001

Пример схемы

Маневр. Он будет один из трех. Параллельная парковка, разворот на 180 градусов или разворот из-за угла. Возможно экстренное торможение, но об этом обычно предупреждают, и это бывает не всегда.

Как готовиться — вопрос неоднозначный. Для начала, важно найти хорошего инструктора. Обычно говорят искать по рекомендациям. Я пыталась это сделать, но обнаружила интересный факт. Никто из огромного числа моих знакомых не сдавал на права в Лондоне. Вообще никто. Даже британцы и лондонцы. Большинство просто сдали на свои права в родных Канадах, Германиях, Италиях и проч. Британцы же учились кто в Шотландии, кто просто в маленьких городках или пригородах Лондона, куда мне ездить был бы не вариант.

Пришлось выкручиваться самой. Я начала смотреть местные автошколы. Эти так называемые «автошколы» меня не порадовали. Во-первых, они все оказались не тем, что мы в России называем автошколами. В России автошкола — это физическое здание с комнатами, кабинетами и сотрудниками. Ты можешь туда прийти и посмотреть, что да как. Задать вопросы и убедиться, что машины ездят, а инструкторы вконец не спились.

В Великобритании автошкола — штука виртуальная. Есть веб-сайт автошколы. В принципе, это все, что есть. Здания у нее нет. Штата как такового тоже. Ты просто заходишь на этот сайт, вбиваешь свой индекс, и ищешь доступных инструкторов в своей районе в тот день, когда хочешь ездить. При этом описания инструкторов скудные, никаких полноценных профилей  я там не увидела (это была крупнейшая автошкола АА). То есть как реально выбрать человека — я не поняла. Методом тыка, видимо. Надеясь, что они все милые и приятные. При этом платить надо на сайте и до занятий и выбора инструктора. Хочешь 10 часов минимум — плати сначала 300 фунтов на этом сайте, потом выбирай слот. В выбранное время выбранный инструктор должен будет подъехать в какое-то место и тебя забрать.

То есть по сути, местные автошколы — это как продажа лицензий преподавать от лица виртуальной автошколы. Мне после России это показалось очень странным, и я решила в это не ввязываться. Тем более, что проверенные автошколы типа той же АА — очень дорогие! Около 27 фунтов в час. А менее известные, но подешевле.. Ну не доверяю я им. Адреса нет, здания нет, как проверить, что кто-то реально к тебе приедет, я не знаю. Поэтому я пошла по другому пути.

На гос сайте я нашла такую штуку, как поиск инструктора. Вот ссылка. Там я вбила свой индекс, и мне вышел целый лист аккредитованных инструкторов. Хотя я опять же не могла посмотреть развернутую информацию и фотографии инструкторов, тут я хотя бы была спокойна, что это гос сайт. А значит, все надежно.

Написав нескольким преподавателям и получив несколько отказов по причине высокой занятости, я нашла одного свободного.

Им оказался приятный выходец из Бангладеша Назим. К слову, если вы водите в Лондоне, то не удивляйтесь, что ваш инструктор будет из Азии, арабских или африканских стран – тут это норма. Водят они хорошо, так что переживать не стоит 🙂

Назим оказался еще и не таким жадным, как окружающий Лондон. По какой-то необъяснимой мне причине он брал на порядок меньше за каждое занятие, чем автошколы и другие независимые инструкторы. Так что чудеса бывают.

Количество требуемых занятий – вещь максимально индивидуальная. Если опыт вождения уже есть, то можно и за 5 часов натренироваться быть вежливым и супераккуратным за рулем. Если же все эти roundabout’ы вас пугают (а они должны, так как это самый популярный способ завалить экзамен, и вариаций того, как его завалисть на roundabout великое множество), то тут уже цифры будут двузначные. Около 40-50 часов требуется полному новичку. Сотвественно, цифра, отданная за обучение и сдачу экзамена (экзамен около 60 фунтов+аренда авто на экзамен+страховка) будет приближаться к 1000 фунтов. И это стоит понимать заранее.

Мои советы

В процессе подготовки я бы посоветовала сделать следующее:

  1. Сразу определиться, в каком тестовом центре вы будете сдавать практику. Все дороги разные, в Шотландии, например, самые высокие проценты сдачи экзамена с первого раза, потому что там пусто и можно грать по шоссе или сельской дороге 10 минут без кого-либо поблизости. В Лондоне же концентрация опасных мест зашкаливает, и эти подводные камни отличаются от центра к центру. Если сразу знать, где сдаешь, можно ездить только по местным дорогам и запоминать, где были сделаны какие ошибки.
  2. Поизучать в интернете проценты успешных сдач с первого раза в разных центрах. Я по незнанию записалась в один из ближайших, но он оказался 3-м (!!) самым сложным в Великобритании (!!). Где сдают около 30%. Понятно, что всегда можно сдать (я тоже, к примеру, сдала), но эти цифры – неплохой индикатор сложности трасс. Если можно избежать бессмысленной боли, почему бы этого не сделать?
  3. Быть проактивным со своим инструктором. Многие из них будут типичными вежливыми британцами, и будут молчать о полезных советах, пока их не спросишь. Про ошибки они, конечно, скажут, но просто знать ошибки недостаточно.
  4.  Стараться не заваливать. Цена одной пересдачи может достигать 130 фунтов за счет аренды у инструктора авто и страховки. Сверху можно прибавить стоимость дополнительных занятий.
  5. Поискать ролики в youtube с трассами из вашего тестового центра. Бывает полезно.

После того, как вы успешно сдаете практику, ваш экзаменатор заберет предварительные права и вручит большой сертификат А4 о сдаче экзамена. С этим сертификатом уже можно ездить за рулем! Через пару-тройку недель вам по почте придет новая пластиковая карточка. Это уже будут «окончательные» права.

firoim_jodw

Счастье!

Надеюсь, эта заметка была полезна.

Если что, задавайте вопросы в комментариях.

Реклама

  1. Уведомление: Мое интервью для The Village — Сколько стоит жизнь в Лондоне « Неизведанная Европа


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s